Постановление ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА от 20 марта 2013 г. по делу N А13-6437/2012. По вопросам внесения КУ сведений в ЕГРЮЛ о своем назначении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 марта 2013 г. по делу N А13-6437/2012

 

Резолютивная часть постановления объявлена 13.03.2013.

Полный текст постановления изготовлен 20.03.2013.

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Каменева А.Л., судей Кравченко Т.В., Тарасюка И.М., при участии от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Стриженко С.А. (доверенность от 25.09.2012), рассмотрев 13.03.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.10.2012 (судья Киров С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 (судьи Ралько О.Б., Виноградова Т.В., Тарасова О.А.) по делу N А13-6437/2012,

установил:

Конкурсный управляющий открытого акционерного общества "Грязовецкий хлебокомбинат", место нахождения: 162000, Вологодская обл., г. Грязовецк, ул. Ленина, д. 36, ОГРН 1023501454129 (далее - ОАО "Грязовецкий хлебокомбинат", Общество), Халвицкий Валерий Станиславович обратился в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области, место нахождения: 160029, г. Вологда, ул. Горького, д. 158 (далее - Инспекция), о признании незаконными действий налогового органа, связанных с отказом внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, что выражено в письме Инспекции от 21.05.2012 (с учетом уточнения требований, принятых судом согласно статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Решением суда от 01.10.2012 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного суда от 03.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Инспекция полагает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права, в связи с чем просит отменить вынесенные по делу решение и постановление и принять новый судебный акт, которым отказать конкурсному управляющему ОАО "Грязовецкий хлебокомбинат" Халвицкому В.С. в удовлетворении заявленных требований.

Инспекция считает, что определяя порядок представления сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001, Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) не предусматривает исключений в отношении юридических лиц, находящихся в какой-либо стадии процедуры банкротства.

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.

Остальные надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания лица, участвующие в деле, в суд не явились, что в силу части 3 статьи 284 АПК РФ не препятствует рассмотрению кассационной жалобы в их отсутствие.

Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, решением Арбитражного суда Вологодской области от 02.12.2008 по делу N А13-10393/2008 ОАО "Грязовецкий хлебокомбинат" признано несостоятельным (банкротом), в отношении его открыта процедура конкурсного производства; конкурсным управляющим утвержден Беляев Александр Леонидович. На основании указанного решения 16.12.2008 в ЕГРЮЛ внесены соответствующие изменения.

Определением того же суда от 27.12.2011 конкурсным управляющим должника утвержден Халвицкий Валерий Станиславович, который обратился в Инспекцию с запросом о получении выписки из ЕГРЮЛ с указанием его в качестве конкурсного управляющего должника.

В ответе от 21.05.2012 N 03-21/03720 на запрос Халвицкого В.С. Инспекция указала на необходимость представления заявления о внесении в ЕГРЮЛ соответствующих изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы по форме N Р14001 и отказала в предоставлении запрошенных сведений.

Полагая, что действия Инспекции не соответствуют законодательству Российской Федерации и нарушают права конкурсного управляющего, Халвицкий В.С. обратился в Арбитражный суд Вологодской области с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции указал, что при банкротстве юридического лица в случае назначения конкурсного управляющего сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, вносятся на основании определения суда, направленного в регистрирующий орган, в связи с чем удовлетворил заявление Халвицкого С.В.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Согласно пункту 2 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 указанного Закона при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Закона о банкротстве, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

В силу пункта 1 статьи 129 Закона о банкротстве с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены данным Законом.

В случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей арбитражный суд утверждает нового конкурсного управляющего (пункт 2 статьи 144 Закона о банкротстве).

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, регулируются Законом N 129-ФЗ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме N Р14001.

Заявление по форме N Р14001 представляется, в частности, при изменении сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, содержащихся в государственном реестре, в том числе при смене указанного лица.

Между тем порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определен в главе VII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона N 129-ФЗ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства. Представление иных документов при данном виде государственной регистрации названным Законом не предусмотрено.

Таким образом, регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией в случае применения процедуры банкротства на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства без представления заявления по форме N Р16001.

Из разъяснений пункта 2 письма Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области от 27.05.2005 N 19-07/05171@ "О внесении записей в ЕГРЮЛ при ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства" следует, что "согласно письму МНС России от 25.05.2004 N 09-0-10/2156@ принятие арбитражным судом решения о признании должника банкротом равнозначно принятию решения о ликвидации юридического лица и является основанием для внесения в ЕГРЮЛ записи по форме Р15001". В случае, если в решении арбитражного суда о признании должника банкротом арбитражным судом утверждается кандидатура конкурсного управляющего, регистрирующий (налоговый) орган на основании указанного решения арбитражного суда вносит в ЕГРЮЛ две записи: по форме N Р15001 и по форме N Р15002 (без представления соответствующих уведомлений).

Однако при наличии в регистрирующем органе только определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства регистрирующий орган не вправе требовать представления иных документов (в том числе вышеназванных уведомлений по формам N Р15001 и N Р15002) для внесения записи о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией.

Таким образом, довод Инспекции о том, что при смене конкурсного управляющего и внесении в связи с этим в ЕГРЮЛ соответствующей записи требуется заявление по форме N Р14001 не основан на Законе N 129-ФЗ, а соответствующее решение налогового органа об отказе является не законным.

Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 01.10.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 по делу N А13-6437/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

А.Л.КАМЕНЕВ

 

Судьи

Т.В.КРАВЧЕНКО

И.М.ТАРАСЮК