Пошаговая инструкция по банкротству

Для начала обсуждения так называемых шагов по подготовке банкротства предприятия, давайте опишем образ этой компании. По мере необходимости  отельные элементы можно добавлять и убирать. Назовем этот маневр конструктором необходимых действий.

Предположим, что наше предприятие имеет свою историю, то есть создано не вчера. На предприятии присутствует персонал, скажем порядка 50 – 100  (от пятидесяти до ста работников). Конечно, наше предприятие обладает всеми средствами производства и полноценно ведёт свою экономическую деятельность. Также предположим, что наша компания будет иметь движимое и недвижимое имущество, также арендованное ею имущество, склад товаров и малоценки, дебиторскую и кредиторскую задолженность.

В принципе, мы имеем картину типичного предприятия, находящегося на грани банкротства. Главным образом причина банкротства, типична для подобного рода компаний и заключается она в том, что предприятие имеет неоплаченные долги, которые просужены или близки к такому состоянию, в то время, как у компании нет возможности немедленно их погасить.  

Да, стоит добавить, что наш предполагаемый банкрот вовсе не является таковым, если взять в расчёт его дебиторскую задолженность, то есть его требования к другим компаниям, а также стоимость его активов, которые как правило, складываются из стоимости товаров находящихся на складе, балансовой стоимости его прочих активов, например недвижимого имущества и прочих активов.

В принципе, эта картина будет понятна любому руководителю предприятия, попавшему в такую ситуацию.

И так, шаг первый. Выбор арбитражного управляющего.

Можете выбрать любого, в этом моменте мы не будем пиариться. Выбранный управляющий должен предложить вам схему подготовки к банкротству. Да, мы подчёркиваем, что в самой подготовке нет ничего криминального, поскольку мы не ведём речь о фиктивном или преднамеренном банкротстве. Если Вам управляющий не даёт схему подготовки, можете использовать нашу.     

Шаг второй. Подготовка первичной документации по дебиторам и кредиторам  для дальнейшей работы.

Не плохо, было бы подключить к этой работе юриста и бухгалтера. На этом этапе необходимо подготовить список дебиторов, кредиторов с расшифровкой их реквизитов, основания возникновения задолженности или прав требований, с обязательным указанием реквизитов тех документов, которые лежат в этом основании.

Например, кредитор Ромашка, ИНН и ОГРН такой то, юридический адрес такой то, сумма долга 10 руб., в том числе пени 3 рубля, штраф 2 рубля. Долг подтвержден договором, накладной, актом сверки и прочим, в зависимости от ситуации.  Тоже самое с дебиторской задолженностью.

В этом момента Вы можете столкнуться с ситуацией, когда Ваше дебитор и кредитор совпадают в одном лице. Грубо говоря,  есть поставка, оплата, или услуги/работы и оплата. Бывает много ситуаций. Также бывает так, что по учёту Вы числите дебиторку, хотя реальное положение вещей заключается в том, что Ваше дебитор, вовсе не дебитор, а кредитор. 

Например в строительстве это ситуация очень частая. Ваш подрядчик или субподрядчик  не выставил Вам счета, акты КС-2, КС-3, или Вы, будучи не согласны с этими актами не подписываете их и не передаёте в бухгалтерию. Таким образом, все выплаченные Вами авансы будут считаться дебиторской задолженностью, а работы , как бы, не будут учитываться. Типичная ошибка, которая приводит к тому, что этот кредитор зависает и проявляется уже процедуре банкротства, когда устанавливает свои требования в реестр. В подобных ситуациях мы рекомендуем отражать этих дебиторов тире кредиторов за скобками, с описанием ситуации.

В данном случае, работа ради работы не нужна. Если у Вас есть спор, то Вам немедленно нужно его передать в Суд. Если у Вас есть претензия, то её немедленно нужно выставить. Также мы рекомендуем направить всем дебиторам претензии с актами сверки, это сократит срок дельнейшего судебного разбирательства, а кредиторам просто направить акты сверки.

Также мы рекомендуем подбирать сразу паки с первичной документацией для передачи арбитражному управляющему. Всегда одна папка – это один кредитор или дебитор с одним договором.

Почему это нужно?. Вы должны понимать, что Ваш персонал, будет уходить от Вас по мере приближения к банкротству. А где и какие документы, включая отчётность, договоры, претензии знает только он. Поэтому эти вопросы лучше решать сразу и не откладывать на потом. В противном случае погрязните в документации. 

Шаг третий. Работа с имуществом.

На этом этапе нужно выявить имущество, обладающее следующими признаками: имущество списанное, но числящееся на учёте, имущество проданное, но также числящееся на учёте, полностью самартизированное имущество, имущество несуществующее, но по ряду причин присутствующее в документах учёта. Все это имущество нужно немедленно убирать с баланса, законными способами.

Такая ситуация очень тревожная, потому как в обязанность конкурсного управляющего входит обязательная инвентаризация имущества банкрота. Все, что отсутствует – украдено. Значит, ищи, пиши или сигнализируй. Поэтому так важно держать в учёте актуальные сведения. Конечно, на этом этапе также следует провести инвентаризацию имущества и включить туда реальные данные.  Если говорить о недвижимости, то самый главный момент  в работе, это провести его регистрацию, возможно узаконить изменения в объекте. Также на этом шаге мы рекомендовали бы разработать план мероприятий по сокращению расходов на содержанию этого имущества. Например, сократить объём склада, найти более дешевые площади. Важно помнить, что любое предприятие может нести бремя расходов только тогда, когда имеются для этого средства. Если учесть то, что работа в процедуре банкротства сворачивается, то этих средств все будет меньше и меньше. Да и в принципе следует также сказать, что управляющий, занимающийся банкротством предприятия, не должен допускать убыточной деятельности.

Шаг четвёртый. Подготовка документации.

На этом этапе мы рекомендуем подготовить справки, приказы и пояснения для финансового анализа и прочей работы арбитражного управляющего.  Такие документы лучше подготавливать за период равный трём последним годам. Мы выделяем следующие документы: Полные выписки ЕГРЮЛ, ЕГРП, Учредительные документы, приказы об учётной политике, штатные расписания, акты инвентаризации, отчеты ревизионной комиссии, Документы, удостоверяющие государственную регистрацию прав собственности, Технические и кадастровые  паспорта, Сведения об обременении имущества, Материалы налоговых проверок, судебных процессов, материалов исполнительных производств, справки о наличии расчётных счетов, Материалы аудиторской проверки и отчетов оценщиков. Прочие документы, всего порядка 70 документов. Полный перечень документов Вы найдёте на нашем сайте.

Этот этап является очень важным и мы рекомендуем производить обработку документации с привлечением юристов. 

Шаг пятый. Подготовка бухгалтерской документации.

На этом этапе мы предлагаем подготовить  балансы предприятия с разбивкой по кварталам использую внутренний учёт. Мы считаем это очень важным, поскольку при подготовке финансового анализа используются данные именно бухгалтерских балансов. При анализе этих данным управляющий рассчитывает различные коэффициенты, при критичном  изменении или отклонении которых,  от установленных величин, управляющий  должен проанализировать все сделки за период таких изменений. Поэтому, если Вы предадите управляющему лишь балансы годовые, то управляющий, при отклонении установленных величин,  должен будет проанализировать все Ваши сделки и действия за период равный одному году, поскольку баланс годовой, если же балансы поквартальные, то существует высокая вероятность того, что будет выделен отдельный спорный период, которому будет дана оценка, в том числе исходя из Ваших пояснений. Также на этом этапе мы рекомендуем привести учёт в соответствии с фактическими делами компании, в том числе разобраться с имуществом, дебиторской и кредиторской задолженностью  и прочее.

Вот эти пять небольших шагов по подготовке помогут Вам избежать неприятностей,  осознать степень готовности предприятия к банкротству, соотнести Ваши реальное положение с учётными документами компании.

К списку статей